ГБУСО «Джидинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Баяр"»

Официальный сайт

Помощь родителям

Правила общения с ребенком

Чтобы вызвать к себе интерес и чувство доверия,

необходимо:

·        Проявлять искренний интерес к детям

·        Хвалить за достоинства ребенка

·        Вместо того, чтобы ругать ребенка,  постарайтесь  понять, почему он поступает так, а не  иначе. Это лучше, чем критиковать.   Обращайтесь к ребенку по имени

·         Учитывайте  желания, вкусы, интересы вашего ребенка.  Быть хорошим слушателем, поощрять, рассказывать о себе

·         Проявлять уважение к его мнениям, никогда не говорить ему, что он не прав

·         Ни в коем  случае не  прерывайте его, если вы  с ним не согласны. Пусть чувствует, что найденное решение,  идея  принадлежит  ему самому

·          Попытайтесь поставить себя на его место

·         Указывайте  на его ошибку, не нанося ему обиды:

1.       узнать, что он сам  думает о своем поступке

2.       начать с признания его достоинств и затем лишь указать на его ошибку,  но  не в коем случае  не делать общих отрицательных обобщений  («Ты всегда такой»,  «ты безответственный человек» )

3.       Избегать критики  при посторонних, не унижать его.  Этого дети не прощают.


4 принципа, как общаться с подростками

 

Наступает момент,  когда вам становится абсолютно ясно,  что прежнего маленького мальчика или маленькой девочки с вами нет и не будет.  Однажды вы увидите перед собой совершенно чужого,  незнакомого,  непонятного вам,  хорошо еще,  если не враждебного вам человека.  И многие родители пугаются этого новшества, считают,  что потеря прежней доверительности и теплоты - это какая-то окончательная и катастрофическая потеря.  Расстраиваются, что дочка начинает таиться,  что-то украдкой писать в тайной тетрадке и прятать ее от вас, явно предпочитать вам общество сомнительных подружек и дружков,  слишком развязных по вашему мнению. И случиться это может в любой момент,  приблизительно,  от 12 до 16-17 лет.

Говорят,  что подросток это человек,  сидящий на 2-х стульях.  А теперь представьте,  каково сидеть одновременно на двух стульях - одном большом,  другом - маленьком,  детском стульчике.  Не очень удобно получается.  И налицо или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями или возврат в легкомысленное и беззаботное детство.

И все это нормально.  И нужно знать нормальные особенности этого возрастного периода,  чтобы соответственно перестроить свое отношение с быстро меняющимися детьми. Особенность подросткового периода в том, что в нем возникает ситуация "ножниц",  разрыва между интенсивным половым созреванием,  готовности к вполне взрослой в этом отношении жизни и социальной несостоятельностью,  еще долгой материальной и жилищной зависимостью от родителей.  Кроме того, это самое половое созревание лишь у некоторых детей проходит плавно и внешне практически незаметно.  У многих (и это тоже вариант нормы) оно происходит бурно,  стремительно,  сопровождаясь вулканическими извержениями их эмоций и прыщей на лице (что в свою очередь дополнительно напрягает эмоции).  Нормой этого возраста является эмоциональная неустойчивость,  склонность к крайним суждениям,  отрицанию существующих правил,  ниспровержению бывших авторитетов (ваш собственный тоже не является незыблемым,  какими бы хорошими не были ваши отношения раньше).  Всем своим существом они реализуют и всячески демонстрируют законы диалектики,  открытые еще мудрецом Гегелем.  Единства и борьбы противоположностей (отцов и детей то есть),  отрицания отрицания (когда-то мы отрицали или,  по крайней мере,  испытывали желание отрицать то,  что нам втолковывали наши родители,  а теперь то же самое делают наши дети,  только их активность не в пример выше нашей прошлой за счет демократического воспитания,  доставшегося на их долю).  Причем, мы же сами принимали не последнее участие в этом воспитании.  И без этого отрицания нет и не может быть прогресса,  не может быть адекватного восприятия постоянно меняющейся реальности,  которая существует,  нагло не обращая внимания на нашу антипатию к ней.  Просто она живая, сегодняшняя,  а нашим представлениям о жизни прошлой давно пора быть похороненными с почетом за былые  заслуги.

Итак,  ребенок нуждается в реальном отрыве от нас,  чтобы стать самим собой.  Мы,  конечно,  можем окутать его своей любовью (если любовью можно назвать страх перед миром,  который может раздавить твоего ребенка).  В любом случае это страх слабого перед неизвестным.  Но если вы воспринимаете мир как естественную среду обитания и практического учителя,  то не будете мешать ребенку осваивать его язык,  его географию и население,  чтобы он легко мог в нем ориентироваться.    Тогда он сам,  без вас,  распознает неподходящего или опасного человека,  научится находить друзей интересных и надежных,  выбирать дело себе по плечу и по вкусу.

Все это требует от родителей здравого смысла, мужества и искренней любви к ребенку, той любви, которая дарит весь мир.

Если мои рассуждения понятны и приемлемы, можем перейти к практической части - как строить новые отношения.

Принцип номер один "Восприятие нового"

Все ваши органы чувств должны быть готовы к восприятию всего нового,  что появляется в вашем ребенке, ведь он меняется так быстро,  что и сам перестает понимать  себя.  И если еще и вы...  Есть неплохой способ получить представление о темпе и характере изменений в личности ребенка - наблюдение за его почерком. Почерк в данном случае - одно из лучших зеркал характера.  Здесь я вкратце опишу некоторые особенности почерка,  по которым можно понять ребенка. Почерк у подростков меняется и полностью соответствует их поискам самих себя.  Он то крупный,  то мелкий, то с наклоном вправо, то влево,  то прямой,  то округленный,  то готический.  Они часто ищут себя методом подражания,  примеряя чужие маски и почерки. Иногда чуть ли не полкласса начинают "косить"  под кого-то одного,  который стал наклонять буквы влево и вообще проявлять максимум свободомыслия и непокорности.  На самом деле этот наклон и характеризует принцип своеволия и упрямства.  У многих детей это является временным изменением,  данью возрасту и моде.  Если не усугублять ситуацию противостояния,  постепенно почерк может стать просто прямым.  А это уже показатель самостоятельного мышления,  способности к реализации собственных намерений при сохраненной способности к диалогу и сотрудничеству.  Почерк с наклоном вправо обычно свойственен людям покладистым,  уступчивым,  в общем,  пластичным в общении.  Детям экспансивным и уверенным в себе присущ широкий,  размашистый (просторный) почерк.  Это же присуще и тем,  кто жаждет быть замеченным.  Они же могут писать и нарочито мелко.  Обратите внимание на подчеркнутые,  слишком жирные знаки препинания.  Ребенок как бы сам себя фиксирует.  Это признак повышения самоконтроля,  озабоченности своим поведением,  при этом возможно формирование всякого рода навязчивостей,  застревания,  плохого переключения  на другое занятие.  Его внутренний компьютер склонен "зависать". Таких детей неплохо немножко расслабить,  снять с них избыток озабоченности и недовольства собой.  Потому что деятельность их в таком состоянии мало эффективна.  Ему нужно больше легкости,  даже легкомыслия сейчас.  Есть так называемые патологические знаки - нерегулярные деформации букв,  неровность почерка,  как будто рука не справляется со своей работой.  Часто это признак переутомления, перегрузок психической жизни ребенка,  эмоциональных,  плохо компенсированных проблем или ухудшения функционального состояния мозга органической причины (последствия травм,  сотрясений,  инфекций).  Например,  у одного ребенка после тяжелого гриппа (а это по сути дела нейроинфекция)  ухудшилась успеваемость.  Родители пытались нажать на него,  чтобы старался,  но не помогало.  Разобраться и помочь ребенку удалось только после анализа его почерка,  который тоже изменился в худшую сторону с появлением патологических признаков, и нейропсихологических тестов,  основанных также на анализе моторики руки.  Ребенок не ленился,  просто после гриппа у него некоторое время был церебрастенический синдром.  Родителя снизили уровень требований к нему дома,  учительница получила справку от невропатолога  и тоже смягчилась, а ребенок вскоре восстановил свои возможности,  не мучаясь от комплекса собственной плохости.

 

Принцип номер два "Спокойствие"                                                                  

Не провоцировать эскалацию агрессии.  Взрослый человек на то и взрослый,  чтобы лучше подростка уметь контролировать свою среду и себя самого.   Завести подростка можно очень легко и с половины оборота.  Нас,  конечно,  тоже,  но должен же что-то значить прожитой кусок нашей жизни и накопленный опыт?  Если вам невмоготу "вызвериться" (и, возможно,  вполне обоснованно),  но вы понимаете,  что адреналин вы выплеснете через голосовые связки и мышцы,  но диалога не получится,  и воз останется там же, где стоял,  то лучше чем выходить из себя,  выйти в соседнюю комнату,   лучше, в ванную (потому что там можно умыть свое разгоряченное лицо),  зверски выстирать там все грязное белье,  руками!  Потому что стиральным автоматом - не поможет - весь ваш адреналин в вас же и останется,  а потом гипертонический криз от спазма сосудов.  Т.е. желательно найти клапан для сброса накопившегося пара, чтобы весь котел не взорвался и чтобы не уничтожить собственное чадо.  Если все же схватка между вами произошла и вы расстались врагами,  есть смысл вспомнить,  что первый шаг делает тот,  кто умнее.  Причем,  очень важно,  что иногда мы начинаем плохо переносить вид,  голос,  всякое проявление присутствия нашего отродья  (да,  когда к кому-то мы не равнодушны,  то, значит,  иногда очень сильно его любим,  иногда сильно ненавидим - так уж устроен человек).  И он нас - то же.  В этом случае можно на время оставить попытки "очного" восстановления контактов.  Вот для этого случая как раз и предназначена вторая наша сигнальная система - письменная речь.  Я точно знаю,  что в некоторых случаях только хорошее письмо может спасти отношения.  В некоторых семьях существуют специальные "Ябедники",  в которых идет вся необходимая переписка между членами семьи.   Сейчас возможно еще использование электронной почты,  если ваш ребенок имеет свой почтовый ящик в Инете.  Тем более,  что и вы сейчас именно там,  раз читаете эту статью.

Теперь, когда вы тем или иным образом "остыли",  можно перейти к выяснению отношений, по возможности не оскорбляя ребенка и не попрекая куском хлеба, естественно им еще не заработанный.  Хотя,  смотря сколько ему лет.  Может,  и самое время встать на трудовой путь и обеспечить себе элемент независимости.


Принцип номер три "Передача ответственности"

Это постепенная передача ответственности за себя ребенку.  Причем,  по хорошему,  это сопровождается пропорциональным увеличением прав и свобод.  Когда-то Виктор Франкл,  замечательный психолог,  автор психотерапии смыслом жизни, писал,  что нужно было бы в США установить кроме статуи Свободы еще и статую Ответственности на противоположном берегу океана.  В чем именно ваш ребенок получает свободы, права,  за которые он же и отвечать будет,  решать вам с ним.  И,  конечно,  вы должны быть готовы к тому,  что он будет во многом действовать методом тыка,  совершать ошибки и создавать эпизодические неприятности для своей семьи.  Разрешать ли ему курить?  Некоторые родители даже советуют,  какой сорт сигарет полегче выбрать,  раз уж ты этим занялся.  Не могу сказать,  что я на их стороне.  Все-таки,  если вы сами не курите, то есть надежда,  что вам удастся убедить своего подростка в том,  что это порядочная дрянь,  и авторитет среди своих можно и нужно зарабатывать своими достоинствами и умениями,  а не слабостью и подражательством.  Тем более,  что вас сейчас просто используют рекламные агентства для компостирования мозгов - воздействуют на вашу подкорку и правое полушарие с целью выколачивания максимума прибылей.  Вообще прокатили вас,  братцы и сестрицы, на лохотроне.   Ну,  если нравится такое катание - вперед,  пока самих тошнить не начнет.  То же и в отношении рекламы пива и вообще - всякого рода реклам.  Я понимаю рекламодателей - каждый решает свой вопрос.  Мой вопрос - сохранить максимум здоровья детей,  так что пусть не обижаются на мою антирекламу.  Можно ли категорически запретить курево и пиво?  Можно.  Только тогда он вступит в подпольное общество соответствующего профиля,  и вы об этом просто не будете знать.  Вас начнут обманывать и водить за нос.  Сами же потом и обидитесь.  Наркотики?  Мое мнение - однозначно:  нет.  Большей дряни пока человечество не придумало,  даже если сравнить с оружием массового уничтожения.  Есть, конечно,  небезынтересные моменты и в этом деле.  Так,  например, на Востоке употребление наркотиков (типа гашиша,  конопли) носит традиционный характер и каким-то образом далеко не всех потребителей доводит до быстрого разрушения.  Однако европейцы и северяне не имеют культуральной иммунности к таким зельям.  Иногда подростки экспериментируют с галлюциногенами типа ЛСД,  покуривают для опыта коноплю.  Для большинства это проходит практически бесследно, т.к. не вызывает сильной зависимости.  Но все подростки должны знать о том, что потенциально "подсесть" можно на чем угодно;  наркотики - худший из вариантов и практически беспроигрышный,  если тебе наплевать на себя и ты согласен стать "зомби".  Сейчас еще подсаживаются на Интернете.  Уж мы-то с вами это знаем.


Принцип номер четыре "Диалог"

Это умение строить диалог с ребенком.  В психологии это называется Я-сообщение.  То есть то,  как мы формулируем свои мысли и, главное,  в какую словесную плоть облекаем наши чувства.   Часто общение портит явный разрыв между реальными чувствами и словами,  которые говорятся при этом.  Например,  воспитанная мама уговаривает дочку разобраться в ситуации,  а дочь видит ее злые глаза и дергающееся веко.  Чему она поверит скорее?  Какие бы слова она в ответ не выдала маме,  ее чувства,  скорее всего,  станут зеркальным отражением маминых.  Итак,  пытаться обмануть кого-либо бесполезно.  Разве что,  саму себя.  Неплохо срабатывает следующая схема,  которая основана на принципах осознания своего состояния,  доверия к ребенку и внутренней честности.  Вы можете честно сказать,  что сейчас лопнете от злости и что причин для этого целая куча - собралась за целый день,   а ты тут - последняя капля.  Разве не так?  Мы целый день соблюдаем всевозможные приличия и правила этикета "на людях" - это по привычке,  чтобы плохо про нас не подумали.  И пока дому-то дойдешь,  все сфинктеры на пределе.  Только тронь чуть -чуть.  Вот и надо,  чтобы ребенок не чувствовал себя окончательным злодеем,  разрушающим жизнь своей мамы,  сообщить ему правду о других причинах.  А когда вы сообщили о своих чувствах правду и сбросили их избыток в ванной или пошвыряв стрелы в дартс,  или ...  Ну,  в конце концов,  сами что-нибудь придумаете.  Вот тогда выясняйте уже отношения по конкретному факту,  формулируя то,  что вы увидели.  Дело в том,  что мы странным образом умудряемся на одном и том же месте видеть разное.  Ну,  они с нижнего пилотажа,  а мы...?  Или наоборот.   Вы унюхали запах сигарет,  мало того,  запустив руку в карман куртки (не своей,  заметьте), обнаружили там пачку сигарет и зажигалку.  Улики налицо.  Следствие,  обвинение и суд - в одном лице выносят приговор.    А она, может, первый раз попробовала, и это ей совсем не понравилось.  И вам бы спокойно об этом всем потолковать по-свойски, а у вас истерика.  А сами курите,  между прочим.  Ну да,  вы не хотите,  чтобы дети повторяли ваши ошибки.  А чьи же им тогда  повторять?  Неплохо в диалоге позаботиться и о присутствии адвоката,  в вашем же лице,  желательно, или иного лояльного члена семьи.  Может, таким образом и обнаружится,  что не так страшен черт,  как вы его намалевали.  А ведь иногда подростки верят вашим фантазиям и начинают считать себя моральными уродами из-за того,  не соответствуют вашим ожиданиям.

Еще раз подчеркиваю принцип честности.  Вплоть до того,  что сами расскажите им о своем нелицеприятном жизненном опыте,  который вас не украсит,  но может помочь разобраться в жизни вашему ребенку.    А то приводит молодая женщина свою 14-летнюю дочь,  которая слишком уж загулялась со своей компанией и может испортиться.  Ругает ее раздраженно и с видом непорочной невинности.  А потом выясняется,  что сама-то дочь в подоле принесла в свои 16 лет.    Так совесть надо иметь и не гноить теперь дочь за свои гены и жизнь такую,  а помочь ей понять по-дружески,  что не самый это лучший вариант - поспешить.

Конец формы

                                             

Организация и проведение арт-терапевтических занятий

с детьми в домашних условиях.

 

Что такое арт-терапия?

В нашем 21 веке уже не осталось людей, которые хоть раз бы в жизни не слышали слово «арт-терапия». Очень часто его толкуют очень пространно, хотя оно имеет чёткое значение. Арт-терапия(от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента(1). Проше говоря, арт-терапией  называют такие психотерапевтические методы, в которых для лечения и психокоррекции используются художественные приёмы и различные  виды  творчества.

Арт-терапия используется психологами в работе как с взрослыми, так и с детьми. В работе с детьми этот метод особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка). Если нам, взрослым, часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологической состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь к нам приходит арт-терапия.

Как занятия арт-терапией могут помочь ребенку?

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это «контейнированием» эмоций.
  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Правила организации занятий:

1.   Организация рабочего места.

Ребёнка не должно что-либо стеснять. Простор, безопасность, удобство - вот чему стоит следовать в этом деле. Можно постелить клеёнку, надеть удобную одежду, которую не жаль вымазать, и вперёд к творчеству! Пусть ребёнок сам выразит желание, чем бы он хотел заняться. Рисовать, лепить, клеить: каждому предпочтительнее что-то своё. Если ребёнок в замешательстве, можно подсказать ему несколько вариантов.

2.   Правила безопасности.

Не пачкаться, не брать в рот краски, мыть краски и кисточки после использования, убирать рабочее место.

3.   Необходимый запас материалов.

Хорошо, если количество материалов будет достаточным, чтобы удовлетворить потребности ребенка. Не лист бумаги, а целый альбом. Даже если в планах рисование, и пластилин, и цветную бумагу, и клей нужно иметь под рукой. Мало ли куда заведёт ребёнка фантазия!

4.   Результат не подвергается критической оценке.

Прежде всего, нужно отказаться от оценивания качества работы и уважения ко всему, что бы ни создал ребёнок. Это его внутренние переживания, эмоции, он показывает их неосознанно, по-своему. Пусть вам произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для него это отражение его самого. И то, как вы относитесь к его работе, ребенок воспринимает как ваше отношение к нему самому. Поэтому – относитесь к работе ребенка с уважением, уделите им должное внимание, не пытайтесь что-то добавлять к работам ребенка и обязательно сохраняйте их (пусть ребенок, когда будет в состоянии, сам решит, что делать со своими творческими продуктами). 
Стоит завести для работ ребенка специальную папку, подписывать их и относиться к ним с уважением. Как еще можно использовать работы ребенка? Можно создать уголок с постоянной выставкой творческих достижений ребенка, где на них могут полюбоваться взрослые члены семьи (это будет способствовать развитию его позитивного самовосприятия). Рисунки и другие поделки ребенка – повод для обсуждения с родителями, рассматривания вместе.

5.   Самостоятельность действий ребенка.

Ваша роль в творческом процессе ребенка – только вспомогательная. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить. 
Вы можете помочь ему подержать стаканчик с водой, чтобы не пролилась, но не пытайтесь рисовать рукой малыша, лучше покажите, как делаете это сами – но на своем листе рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая за вами.

6.   Общение с ребенком во время занятий.

Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза, поощрять, хвалить, поддерживать.

7.   Темы для работ.

Конечно, вам не составит труда самим придумать темы. Но для терапевтического эффекта необходимо затронуть такие темы «Моя семья», «Я боюсь», «Мне нравится», «Я злюсь». В конце концов, вы видите проблемы ребёнка и их стоит взять за основу, естественно, делая это мягко и не откровенно для ребёнка.

Материалы для проведения занятий

Материалы зависят от возраста, лучше всего натуральные:
• кисточка – 2 кисточки могут вводиться после 3-х лет;
• краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет);
• пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года);
• бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами);
• вода в кружке-непроливайке;
• тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина и т.д.
• картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала нужно научить ребенка клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет. Можно рвать бумагу;
• трафареты и шаблоны (губки, кисточки, кусочки чего-то);
• крупы.

Рецепты теста и пальчиковых красок:
Тесто для малышей до 12 месяцев – без соли:
• 300гр муки
• 150гр воды
• 1ч.л. растительного масла

Соленое тесто – для детей от года – можно запекать:
• 2 стакана муки
• 1 стакан мелкой соли
• 1 стакан воды – можно подкрасить пищевым красителем
• 2ст.л. растительного масла

Пальчиковые краски
• 1 часть муки
• 1 часть соли – можно крупную (массаж пальчиков, когда высохнет, будет красиво блестеть)
• Разбавить водой (+краситель) до консистенции густой сметаны
• Добавить в качестве красителя гуашь или пишевой краситель (тогда надо растворить в воде)

 

Техники для проведения арт-терапевтических занятий с детьми

в домашних условиях

 «Волшебные краски»

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Так же может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться с одним или несколькими детьми.

Ход работы:  «Волшебная краска» изготавливается вместе с ребенком (или ребенком самостоятельно, в зависимости от возраста).

Рецепт краски (в расчете на одногоребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Хорошо, если ребенок будет одет так, чтобы не боялся испачкаться.

Первый этап: в стаканчик насыпаем необходимое количество муки, куда постепенно добавляем соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения ребенка. В процессе смешивания компонентов нужно попросить малыша прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, ребенку предлагается выбрать любимый цвет краски, и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный – то немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности.

Готовая краска выставляется в центр. Ребенку (детям) дается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

 Когда работы будут готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.

«Пластилиновая композиция»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: ребенку даётся листочек картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребенку предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, ребенок тем самым создаёт композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

«Рисование клубком»

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Ход работы: сначала нужно размотать клубок ниток и показать ребенку, как  создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как композиция создана, можно обсудить то, что получилось. Можно задать следующие вопросы:

·           Какие буквы ты здесь видишь?

·           Какие фигуры ты здесь видишь?

·           Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

·           Какое блюдо здесь нарисовано?

·           Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.?

В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.

«Рисование истории»

Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

Данная технология проводится в индивидуальном режиме.

Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему  предлагается  нарисовать следующий рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».

Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.

 «Работа с соленым тестом»

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии.

Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме. 

Необходимые материалы: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.

Ход работы: приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевые краски или порошкообразную краску. Готовое тесто может долго хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Сначала необходимо дать ребенку «познакомиться» с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Психолог может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, — фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать  и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свой страх и затем разрушить его, украсить, либо трансформировать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать его проблемные ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

Игры с крупой

Рассмотрим несколько популярных и эффективных упражнений:

  1. Поставьте перед ребенком две миски (идеально подойдет детская пластмассовая посуда). В одну насыпьте любой крупы (гречки, пшено, рис и др.), а другую оставьте пустой. Пусть малыш ложкой пересыпает крупу из одной миски в другую.
  2. Возьмите фасоль красную и белую (или разноцветные бусины) и ячейки из под яиц. Предложите ребенку положить в каждую ячейку по одной фасолине определенного цвета. Ребенок должен выбрать фасоль нужного цвета, взять одну штуку тремя пальцами и положить в ячейку. Затем можно добавить в каждую ячейку по одной фасолине другого цвета. Подобных вариантов с сортировкой разных мелких предметов можно придумать множество.
  3. Заполните емкость мелкой крупой и положите несколько небольших игрушек или крупных стеклянных камешков так, чтобы их было не видно. Пускай ребенок опустит руки в емкость и постарается найти в крупе, спрятанные там предметы.
  4. Возьмите поднос яркого цвета и насыпьте на него равномерным слоем крупу. Проведите пальцем по ней и покажите малышу, что получилась яркая линия. Пусть ребенок сам попробует порисовать. Предложите ребенку нарисовать прямые линии (забор), волны (море), точки (дождик).
  5. Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль или любую крупную крупу. Пусть ребенок опустит туда руки и попробует замесить это как тесто - получится отличный массаж для детских ладошек.

 Описанные упражнения - только самые распространенные примеры упражнений для развития мелкой моторики у детей. В процессе занятия Вы со своим ребенком сможете придумать еще больше полезных и занимательных игр.

 

 

Литература

  1.  Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001.
  2. Материалы с сайта http://neuch.org/
  3. Собченко Ксения «Арт-терапия для ребенка в домашних условиях»
  4. Сенаторова Наталья Николаевна  «ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»  http://nsportal.ru/senatorova-natalya-nikolaevna

Дополнительная информация:

Контактные данные

Адрес: 671235, Республика Бурятия, Джидинский район, с. Нижний Бургалтай, ул. Яковлева, 40

Тел/факс: 8(30134)98222; 98229.

E-mail: bayardjidanb@mail.ru